Филип Гренинг и разговоры вне времени

Филип Гренинг и разговоры вне времени

На 40-ом Московском международном кинофестивале Филип Гренинг представил картину «Моего брата зовут Роберт, и он идиот». В фильмографии Гренинга есть как документальные фильмы, так и кино игрового жанра: в 2013 он дебютировал с фильмом «Жена полицейского». Режиссер является также автором сценария, оператором и монтажером своих картин. Фильм же этого года, продемонстрированный ранее на Берлинском фестивале, вызвал противоречивые реакции у журналистов и критиков.

«Моего брата зовут Роберт, и он идиот» — картина, главными героями которой являются близнецы Роберт и Елена, проводящие время на кукурузном поле возле заправки. Роберт помогает подготовиться к экзаменам своей сестре. Сестра пытается узнать спал ли Роберт с её лучшей подругой. Диалоги переходят от бытовых тем к философским рассуждениям, подростки размышляют над сложными вопросами, время медленно утекает. Пари становится лишь попыткой вызвать ревность. Случайные события — азартной игрой.

В новой картине Роберта отведено значительное место времени. Первая часть фильма как бы рассказывает о нем, тем самым погружая зрителя в пространство переживаний. «Чтобы добиться такого эффекта у меня ушло 2,5 года на монтаж картины. И все равно, мне кажется, каждый зритель воспринимает по-своему “время” в этом фильме — подчеркнул Гренинг — Вообще, восприятие времени человеком и то, как ему кажется, он с ним взаимодействует очень сильно отличается от отношений со временем у других существ. Мы уверены, что им можно управлять, что мы можем его контролировать, но мы ошибаемся». И режиссер, и фотограф, по мнению автора картины, может только пытаться управлять временем: «Время, как бы это не звучало парадоксально, — это пространство, контролировать которое, как и вещи, происходящие в нем, у нас не получается».

Ключевое место в картине также занимают диалоги, которые ведут близнецы. Философские рассуждения сталкивают зрителя с базовыми теориями философии и размышлениями, навеянными мыслями Мартина Хайдегера и Стивена Хоккинга. «В фильме есть ряд сложных предложений, потому что Хайдегер доходил до рассуждения в тех областях, где язык останавливается, где мысли уже не могут быть выражены посредством языка», — комментирует Гренинг. Роберт и Елена отличаются высокой образованностью, которая, по мнению режиссера, не является панацеей от всех “напастей” этого мира, но дает хороший инструментарий для осмысления и понимания жизни. «Возможно без слов вы могли бы прожить, но не могли бы прожить, не имея возможности задавать миру очень важные вопросы», — отмечает Филип.

А на какие вопросы ищите ответ вы? Может быть, фильм «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» поможет свернуть в направление нужного ответа?!

Автор: Анастасия Потапова